Морозова Елена Александровна,
учитель I категории
Предмет: начальные классы
Мой педагогический стаж составляет 23 года. Учителем начальных классов я работаю 18 лет. Работаю над реализацией проблемы «Активизация познавательной деятельности учащихся». Это позволяет повысить активность учащихся в учебном процессе, а так же стимулировать самостоятельность и не шаблонность их мышления. Придумываю содержание учебных занятий, слежу не только за научностью, доступностью, наглядностью изучаемого материала, его последовательностью, систематичностью, определяю преемственность и перспективу изучения, но и твердо убеждена, что каждый урок должен воспитывать, развивать активность и самостоятельность, готовить к жизни и труду.
Я использую самые разнообразные методы изучения учебного материала, педагогического сопровождения учащихся и контроля ЗУНов.
Это и объяснительно-иллюстрированный, и репродуктивный, и частично поисковый методы, когда дети учатся овладевать элементарными навыками поиска знаний. Я убеждена: начало всякого мышления – проблемная ситуация, в учебной задаче, поэтому большое значение придаю развитию ассоциативного мышления. Это задания: представь и увидишь (Какого цвета доброта? Какого цвета смех?), представь и услышишь, представь и коснешься, представь и ощути запах (Как пахнет лунный свет? А урок математики, чтения или труда?). Формы способа подачи учебного материала, учебной ситуации отбираются мной с учетом класса и его особенностями (Психофизиологические процессы младших школьников, уровень развития, межличностные отношения, состояние здоровья и т.п.).
Организация обучения - это, заочная экскурсия, уроки-путешествия в «Страну слов», в «Страну Грамоты», в «Царство королевы Математики», уроки-сказки («Гуси-лебеди», «Веселая математика»), урок-игра «Секретные материалы»,. Комбинированные и интегрированные уроки – от традиционных до игровых форм. В зависимости от учебной задачи и ситуации, способностей каждого ученика.
На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет юмору, фантазии, творчеству ворваться на урок. А самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми.
Также я работаю над вопросами создания предметно-познавательной развивающей среды для перехода от классно-урочной формы обучения к групповой, индивидуальной. Как только обучение основывается на индивидуальном подходе, то даже молчаливые и нерешительные дети проявляют такие качества, которые раньше и не замечались. Делю класс на группы. Учитываю дружеские отношения детей, особенности их физического, психического и умственного развития. Сильные помогают слабым ученикам, они становятся смелее. Начинают отвечать , пробуют рассуждать. Ведь если ребенок говорит на уроке и учитель улыбается ему, поддерживает, то это дает ему возможность утвердить себя как личность.
Всегда волнуюсь за группу. Сколько баллов наберёт каждая команда. А в следующий раз? Есть стимул и желание. И это способствует активизации познавательной деятельности учащихся. В такой форме проведения урока есть определённая свобода действий. Мне хочется, чтобы дети всегда себя чувствовали свободно. Легко помогали друг другу и самостоятельно искали выход из проблемных ситуаций.
Широко использую в учебной деятельности тесты, которые способствуют повышению познавательной активности, так как в них заложена смена деятельности ( они слушают, читают, говорят, считают, составляют примеры, решают их и записывают результаты ).
Дети узнают интересные факты, что не только расширяет их кругозор, но и способствует общему развитию и побуждает к самостоятельному познанию. Занятия, где применяю тесты, не затрудняют детей, а лишь способствуют усвоению материала.
Большое внимание также уделяю внеклассной работе с детьми. Применяю следующие формы воспитания: индивидуальные, групповые, фронтальные (игры « Лесные заморочки», « Шестиногие и восьмилапые», « Заморочки из бочки». Брйн - ринги по сказкам и культуре поведения. Утренники « Я верю, что все женщины прекрасны», « День святого Валентина». Экологическая сказка «Как Иванушка царство спасал», музыкальная сказка «История одной любви». Конкурс « Масс Кис-кис и мистер Мяу» и множество других. Очень часто я привлекаю к участию в мероприятиях родителей своих детей, что имеет большое воспитательное значение.
Как классный руководитель обращаю внимание на детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. Классные часы проводятся систематически – в среду. Тематика их разнообразна: «Классный коллектив», «К тебе пришли гости», «Я ученик своей школы. Права и обязанности ученика», «Правила поведения в общественных местах», «Спешите делать добро» и т.д. Проводились встречи с участниками ВОВ.
(В течение учебного года).
На уроках, внеклассных мероприятиях, использую динамические паузы, физ. минутки.
Много работаю над повышением своего методического уровня: занимаюсь самообразованием, работаю с методической литературой. Принимаю участие в работе методического объединения. В 2007 г. проводила открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме « 1 и 2 спряжение глагола » и внеклассное мероприятие «Колядки матушки-зимы». Проводила открытый урок русского языка в 1 классе по теме: «Сочетания жи-ши» и внеклассное мероприятие на тему «В гостях у осени» в 2008 г.
Главная цель моей работы – добиться хорошей успеваемости, чтобы дети работали не рядом, а вместе. Я хочу воспитать добрых, трудолюбивых, культурных учеников, которые принесут много пользы нашему обществу.